Южная и Северная Корея в дискуссионном киноклубе Центра корееведения
В весеннем семестре 2024 года дискуссионный киноклуб Центра корееведения продолжил свою работу. Следуя новым тенденциям в развитии отечественного корееведения, Центр обратился не только к полюбившемуся в России южнокорейскому кинематографу, но и кинопродукции КНДР, пока еще не столь хорошо известной у нас в стране, но также заслуживающей внимания.
22 марта 2024 года в Центре был представлен новый южнокорейский фильм «Мильсу» (2023), название которого дословно можно перевести как «Тайный импорт». Устоявшееся русское название фильма – «Контрабанда» или «Контрабандисты». Фильм основан на реальных событиях, происходивших в Республике Корея в 1970-е годы в портовых городах Пусан и Кунсан Тогда профессиональные женщины-ныряльщицы хэнё, чья деятельность связана, прежде всего, с добычей морепродуктов, из-за загрязнения вод Желтого (Западного) моря были вынуждены попробовать себя в оказании помощи так называемым «контрабандистам», незаконно ввозившим в страну различные товары и драгоценности.
В фильме «Мильсу» прекрасно показаны и реалии Южной Кореи 1970-х годов, и непростые взаимоотношения между героями фильма. Сюжет фильма динамичен. Сам фильм позволяет зрителю прочувствовать тот непростой путь, который Республика Корея прошла, чтобы стать одним из наиболее развитых государств мира.
Северокорейский фильм «Рассказ о нашем доме» (или: «Рассказ о нашей семье»), созданный северокорейскими кинематографистами в 2016 году, также основан на реальных событиях 2015 года. Он был представлен в Центре корееведения 19 апреля 2024 года. Фильм повествует о 18-летней девушке, решившей заботиться о провинциальной семье сирот, потерявших обоих родителей. Причем старший брат, ушедший на службу в армию, еще не знает о гибели матери. Между «девушкой-матерью» (так позже стали называть главную героиню фильма) и детьми-сиротами выстраиваются непростые отношения. В то время, как младшие братья искренне любят Ли Чжон А, старшая сестра, которой исполнилась 15 лет, противится «вторжению» в семью постороннего человека.
Несмотря на то, что в северокорейском фильме присутствует идеологическая составляющая, он наполнен душевностью взаимоотношений между людьми – героями кинофильма и прекрасно представляет человеческие качества жителей северокорейской провинции.
Представление двух фильмов завершилось культурологическими комментариями директора Центра корееведения профессора С.О. Курбанова, а также вопросами студентов и преподавателей, участвовавших в работе дискуссионного киноклуба.
Главное, что вынесли для себя зрители – это понимание похожести глубинной традиционной культуры двух корейских государств, которая, надеемся, в дальнейшем послужит основой для возрождения межкорейских отношений.